16:22 

мы любим Колмогорова не только за это!

Annun
Still a man hears what he wants to hear and disregards the rest
уже несколько раз вспоминала, что эту мысль нужно выписать отдельно, а потом внимательно ее подумать. но на вдумчивость у меня все никак не хватает мозгов, поэтому просто выпишу. тезис прост, а под катом - несколько мутная его развертка, с никому не интересными подробностями из моего one woman fandom.

запись из дневника А.Н.Колмогорова (8 февраля 1945 года):

"...задачей искусства является не просто возбуждение эмоций, а создание норм в эмоциональной области. Пусе (*) сначала эта идея не понравилась (он вообще не любит "нормы"), но потом он понял правильно и, по-своему, оценил. А вот в последних Аниных (**) настроениях я вдруг ясно увидел, как много в ее эмоциональной жизни зависит от того, как эмоции названы. Так появился вывод: подобно тому, как в интеллектуальной области последние тысячелетия происходит долгий и трудный переход от эпохи подвластности людей слову ("вторая сигнальная система" И.П. Павлова (***) ) к свободному и сознательному творчеству чистых и не зависимых от случайностей словесного выражения понятий, так и в эмоциональной области люди освобождаются от власти традиционных вековых норм, выраженных столь же традиционными, неподвижными и негибкими словами. Но точно так же, как в интеллектуальной области, они освобождаются вовсе не для погружения в бесформенный хаос текущих настроений; власть традиционных норм в эмоциональной области должно сменить свободное творчество, создание новых и индивидуальных эмоциональных норм. Этим и занято все большое искусство с греческих времен. (В этом и смысл наших гусей, котиков и картинок. (****) )"

(для пояснения: чуть ранее в той же записи)
"...в чем, собственно, состояла моя ошибка в 1942 году. Я не предполагал и не искал интеллектуального равенства, и в этом направлении был застрахован от всяких разочарований. Однако я не учел, что существует неравенство и в эмоциональной области: в эмоциональной ли одаренности, в количестве ли эмоциональной энергии. Более того, я бессознательно допускал в качестве аксиомы, что доброкачественный и хороший человек должен неизбежно обладать достаточной эмоциональной одаренностью и силой."

* "Пуся" - П.С.Александров, собственно, вторая половина эпического броманса Колмогорова =)
** Аня - жена Колмогорова с 1942 года.
*** вторая сигнальная система (вики). непонятно, насколько для современной науки это ересь/классика.
**** шутки, прозвища, своего рода "домашняя мифология", зародившаяся еще тогда, когда Колмогоров с Александровым только начинали обустраивать свой дом в Комаровке (1935 год).


PS: а, если кто пропустил: в предыдущих сериях

@настроение: *Андрей* Николаевич и Павел *Сергеевич*. все время забываю! D:

@темы: другие фандомы, схема переустройства мира

URL
Комментарии
2012-06-14 в 18:45 

Verit
a blue guitar, a set of stars, or those exactly who they are
оу, как интересно
*я сегодня многословен*

2012-06-15 в 22:40 

Annun
Still a man hears what he wants to hear and disregards the rest
Verit, да не говори) даже такая реплика иногда способна подвигнуть меня на дальнейшие разглагольствования)))
Мне тут, впрочем, не столько часть про словесное выражение интересна, сколько про вообще зависимость от старых норм. Не устаю цитировать: "Как большинство женщин, она любила, когда ей подсказывали, что и когда она должна чувствовать" (с).
Искусство как способ в лабораторных условиях откалибровать свои эмоциональные реакции - и главное, повертеть-подумать, в какую сторону их калибровать-то)

URL
     

Меня забыли спросить

главная