уже несколько раз вспоминала, что эту мысль нужно выписать отдельно, а потом внимательно ее подумать. но на вдумчивость у меня все никак не хватает мозгов, поэтому просто выпишу. тезис прост, а под катом - несколько мутная его развертка, с никому не интересными подробностями из моего one woman fandom."задачей искусства является не просто возбуждение эмоций, а создание норм в эмоциональной области"запись из дневника А.Н.Колмогорова (8 февраля 1945 года):
"...задачей искусства является не просто возбуждение эмоций, а создание норм в эмоциональной области. Пусе (*) сначала эта идея не понравилась (он вообще не любит "нормы"), но потом он понял правильно и, по-своему, оценил. А вот в последних Аниных (**) настроениях я вдруг ясно увидел, как много в ее эмоциональной жизни зависит от того, как эмоции названы. Так появился вывод: подобно тому, как в интеллектуальной области последние тысячелетия происходит долгий и трудный переход от эпохи подвластности людей слову ("вторая сигнальная система" И.П. Павлова (***) ) к свободному и сознательному творчеству чистых и не зависимых от случайностей словесного выражения понятий, так и в эмоциональной области люди освобождаются от власти традиционных вековых норм, выраженных столь же традиционными, неподвижными и негибкими словами. Но точно так же, как в интеллектуальной области, они освобождаются вовсе не для погружения в бесформенный хаос текущих настроений; власть традиционных норм в эмоциональной области должно сменить свободное творчество, создание новых и индивидуальных эмоциональных норм. Этим и занято все большое искусство с греческих времен. (В этом и смысл наших гусей, котиков и картинок. (****) )"
(для пояснения: чуть ранее в той же записи)
"...в чем, собственно, состояла моя ошибка в 1942 году. Я не предполагал и не искал интеллектуального равенства, и в этом направлении был застрахован от всяких разочарований. Однако я не учел, что существует неравенство и в эмоциональной области: в эмоциональной ли одаренности, в количестве ли эмоциональной энергии. Более того, я бессознательно допускал в качестве аксиомы, что доброкачественный и хороший человек должен неизбежно обладать достаточной эмоциональной одаренностью и силой."
* "Пуся" - П.С.Александров, собственно, вторая половина эпического броманса Колмогорова =)
** Аня - жена Колмогорова с 1942 года.
*** вторая сигнальная система (вики). непонятно, насколько для современной науки это ересь/классика.
**** шутки, прозвища, своего рода "домашняя мифология", зародившаяся еще тогда, когда Колмогоров с Александровым только начинали обустраивать свой дом в Комаровке (1935 год).
PS: а, если кто пропустил:
в предыдущих сериях
@настроение:
*Андрей* Николаевич и Павел *Сергеевич*. все время забываю! D:
@темы:
схема переустройства мира,
другие фандомы
*я сегодня многословен*Мне тут, впрочем, не столько часть про словесное выражение интересна, сколько про вообще зависимость от старых норм. Не устаю цитировать: "Как большинство женщин, она любила, когда ей подсказывали, что и когда она должна чувствовать" (с).
Искусство как способ
в лабораторных условияхоткалибровать свои эмоциональные реакции - и главное, повертеть-подумать, в какую сторону их калибровать-то)